Станции Псков - 150 лет.

    С Витебского вокзала Санкт-Петербурга ежедневно отправляются пассажирские поезда, следующие на Вильнюс, Ригу, Великие Луки. Через несколько часов они делают остановку в Пскове и идут дальше. У касс толпятся пассажиры. И, пожалуй, никто из них не подумал о том, что дни для железнодорожной линии на Псков юбилейные. Ей исполнилось 150 лет.
   Указ о сооружении средствами казны Петербурго – Варшавской железной дороги был подписан 15 (28 – по новому стилю) февраля 1851 года императором Николаем I. Повелением императора руководство изысканиями дороги на Варшаву было возложено на генерал-майора Герстфельда. Работы по её сооружению начались в 1852 году. 1 (14) ноября 1853 года было открыто движение от Санкт-Петербурга до Гатчины. Дальнейшие работы были приостановлены из-за разорительной Крымской войны. 
   Дорогу достраивали на средства вновь созданного акционерного Общества «Главное общество Российских железных дорог», частично финансируемое французскими, английскими и другими иностранными акционерами, а также частными обществами, состоящими из русских акционеров.. Для окончания строительства Петербурго-Варшавской железной дороги акционерному Обществу государством была  выдана концессия. Сооружение дороги велось отдельными участками, которые по мере готовности вводились в эксплуатацию. 5 (18) декабря 1857 года сдали в эксплуатацию участок Гатчина-Луга. Активно продолжались работы на участке Луга-Псков.     
   Газета «Псковские губернские новости» в июле 1857 года сообщала: «Теперь нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и скорости окончания её. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь… Насыпь от Пскова очень широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами».
   23-24 декабря 1858 года (5-6 января 1859г.) комиссия Министерства путей сообщения и публичных зданий принимала этот участок дороги. При проверке обнаружилось множество неисправностей в самом пути и некоторых постройках. В частности комиссией отмечена плохая организация приема пассажиров на станции Псков. К пуску этого участка дороги здесь было построено временное деревянное пассажирское здание без буфета и помещений для обслуживающего персонала. 
   Лишь 3 (16) февраля 1859 года этот отрезок дороги был принят комиссией, и 10 (23) февраля 1859 года на участке Луга-Псков, протяженностью 128 верст было открыто правильное пассажирское и товарное движение и этим установлено непрерывное кратчайшее железнодорожное сообщение между городами Санкт-Петербург и Псков. Из Пскова в столицу поезда отправлялись первоначально два раза в день: утром и после полудня и находились в пути 8 часов. 
   Первые пассажиры испытывали в пути массу неудобств. Иностранные инженеры не учли огромной протяженности русских железных дорог и механически перенесли опыт эксплуатации подвижного состава из-за границы, где протяженность была сравнительно небольшой.
   В 1859 французским инженером  Пирелем был сделан типовой проект вокзала станции первого класса для четырех городов Владимира, Пскова, Вильнюса и  Даугавпилса. 26 марта (6 апреля) проект был утвержден техническим комитетом Общества, а в 1860 году начато строительство нового каменного здания вокзала на станции Псков. Помимо строительства пассажирского здания  с северной стороны вокзала появилась площадь с подходящими к ней дорогами, организован небольшой сквер. С противоположной стороны, напротив здания вокзала, выстроено пассажирское депо с мастерскими. По обе стороны железной дороги выстроены жилые и служебные здания: дома для служащих, казармы, дом для машинистов, лечебница, школа, товарные пакгаузы, сторожевые дома, электростанция, водоподъемное здание, кузница, сараи, пожарное депо. Станционный поселок разрастался и благоустраивался, создавая свою, обособленную от города, передовую инфраструктуру. Здесь все было свое: лавки, харчевни, питейные заведения, своя транспортная полиция и жандармерия.
   Строительство линии на Псков послужило основанием для широко развернувшегося строительства железных дорог Северо-Запада России. 15 (28) декабря 1862 года состоялось официальное открытие движения по Петербургско-Варшавской дороге. В 1889 году открылось движение по Псково-Рижской железной дороге. В ноябре 1897 года началось движение по Бологое-Псковской дороге, связавшей Псков с Москвой.
   Открытие железнодорожного сообщения через Псков дало толчок развитию многих отраслей техники в Пскове. Появление телефона, телеграфа и электрического освещения – все это связано с деятельностью Псковского железнодорожного узла.
   Сегодня уже не увидишь на линии крошечных двухосных вагонов грузоподъемностью 15-16 тонн, ни прежних паровозов. Поезда водят мощные тепловозы.
   В рейтинге сравнительной эффективности работы железнодорожных узлов Октябрьской железной дороги коллектив Псковского узла в 2008 году неоднократно признавался победителем.

                                                                                                                                                 А. Васильков
                                                                                                                                                 заместитель начальника станции Псков
                                                                                                                                                 1977-1981 г.г.















Станция Старая Русса неофициальный сайт © 2007-2011
Хостинг от uCoz