12 июня 1878 года было открыто движение пассажирских поездов. Стоящие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение паровой машины.  В газете "Новгородские губернские ведомости" от 17 июня 1878 года было опубликовано расписание движения пассажирских поездов между Санкт-Петербургом, Москвой, Новгородом и Старой Руссой. Такое же расписание было опубликовано и в петербургских газетах.
    С открытием пассажирского движения по железной дороге Новгород - Старая Русса увеличился приток больных, проходящих лечение на Старорусских минеральных водах. Для проезда отдыхающих на курорт Старая Русса из Санкт-Петербурга и Москвы было организовано ежедневно два пассажирских поезда (утром и вечером) с пересадкой на станции Чудово.
    И уже в первых числах октября 1878 года по железной дороге из Старой Руссы в Петербург возвращалась семья Ф.М.Достоевского.
    Движение товарных /грузовых/ поездов было открыто чуть позже. В грузовых составах было по 24 вагона
    Руководство Новгородской железной дорогой осуществлялось из Управления дороги, которое располагалось в городе Новгороде. Управление Новгородской железной дорогой сосредоточивалось в руках управляющего железной дорогой.
    Аппарат Управления дороги состоял из канцелярии, бухгалтерии, сектора контроля сборов, службы ремонта пути и зданий, службы движения, телеграфной службы, службы тяги и подвижного состава, врачебной части и магазинной части.
    Поезда ходили точно по расписанию.
    На перроне станций были установлены станционные колокола, при помощи которых дежурные по станции подавали сигнал об отправлении поезда. Дежурные по станции действовали  в полном соответствии со служебным приказом "Колокола на станциях":
    По узкоколейной железной дороге из Новгорода в Старую Руссу специальными поездами приезжали наследники царской семьи.
    С 1885 года движение поездов по Новгородской железной дороге осуществлялось по "Правилам движения по железным дорогам", утвержденным постановлением Министра путей сообщения № 5900 от 27.06.1883 года.   
    В параграфе 1 "Правил движения по железным дорогам" было записано:    "Начальники   станций,    их   помощники   и   заместители должны назначаться преимущественно из лиц, умеющих действовать телеграфом. Составители поездов и главные кондукторы должны быть грамотны. Сцепщики, стрелочники и кондукторы должны быть избираемы, по возможности, из грамотных". В параграфе 10: " К исполнению должностей начальников станций, их помощников, сигналистов, стрелочников, составителей поездов, сцепщиков, главных кондукторов, кондукторов и т.п., допускаются лица, выдержавшие устное испытание в знании предстоящих им обязанностей".
    К моменту постройки участка Новгород - Старая Русса протяженностью 89 верст (95 км), общий капитал общества "Новгородская железная дорога" оценивался в 2439600 рублей. Сначала была прибыль в 37000 рублей, но в последующем получился убыток в 3385 рублей. В 1879 году государство ввело  налог на сухопутное паровое движение, освободив от такого налога движение пароходное. Впереди ждала дорогу полная безысходность. Тогда учредители дороги (Варгунин и Вейкерсгейм) скупили все пароходные акции. Конкуренция прекратилась. Но вскоре Варгунин умер, акции перешли в другие руки, и конкуренция возобновилась.
       К 1912 году Новгородская узкоколейная железная дорога имела малый и ветхий подвижной состав: 9 паровозов, 22 вагона 3 класса и 300 товарных вагонов. Поездка от Петербурга до Старой Руссы с пересадкой по станции Чудово составляла 12 часов, между тем проезд через станцию Дно, несмотря на более длинный путь, длился около 8 часов. В Чудово пассажирам приходилось значительное время сидеть в вокзале, а затем ожидать подхода поезда на другой стороне линии на платформе, закрытой только крышей, и это происходило в ночное время и во всякую погоду. Движение пассажирских поездов производилось медленно и с большими остановками на промежуточных станциях.
    Новгородская дума на заседании 17 февраля 1912 года постановила ходатайствовать "о немедленной перешивк? Новгородской жел?зной дороги на широкую колею на всемъ ея протяженiи отъ Чудова до г.Старой Руссы съ одновременнымъ проведенiемъ новой ширококолейной дороги от Шимска до Сольцы".
    В 1916 году вдоль узкоколейной линии Чудово-Новгород была построена железная дорога широкой колеей 1524 мм.
   Узкоколейная линия Новгород-Шимск в 1916 году была перешита на широкую колею 1524 мм и в этом же году был введен в эксплуатацию участок Шимск-Сольцы.
    Узкоколейную линию Шимск - Старая Русса перешить на широкую колею 1524 мм и реконструировать мост через реку Шелонь удалось лишь  советское время, в ноябре 1923 года.   
      Железнодорожная линия Новгород-Шимск-Старая Русса была разрушена во время Великой Отечественной войны
     О существовании этой дороги нам напоминают железнодорожное полотно от Панковки до Борков и от Шимска до Старой Руссы, насыпь  к  мосту  и  взорванные  каменные  устои разрушенного моста через реку Шелонь, насыпи к мостам и каменные устои разрушенных мостов через речки Веронда, Веряжка, Псижа, Перетерка, Тулебля, действующие участки дороги от Новгорода до Панковки и в Старой Руссе  путь №7 (Новгородский) и путь №5 оборотного депо.

Copyright (C) Васильков 2007-2009
  Железнодорожная линия Новгород - Старая Русса
1  2
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "станция Старая Русса" обязательна.
Хостинг от uCoz