Конец XIX столетия в России ознаменовался большими переменами. Это было время бурного промышленного подъема, развития металлургии, топливной промышленности, железнодорожного строительства.
Император Николай-II четвертого июня 1895 года утвердил дополнение к Уставу Общества «Рыбинско-Бологовская железная дорога», согласно которого этому Обществу было предоставлено сооружение железной дороги в продолжение Рыбинско-Бологовской железной дороги от станции Бологое через Валдай, Старую Руссу и Порхов до Пскова, с целью связать порт Рыбинск на Волге с морским портом Виндава /Рига/ на Балтике, для экспорта грузов из центра России за границу.
Инициаторами постройки новой линии выступили крупные акционеры общества «Рыбинско-Бологовская железная дорога» Ф.Ротштейн и Е.Утин. В правление акционерного общества наряду с представителями аристократии и крупного капитала входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А. Бородин. В этот период и возникло новое укрупненное акционерное общество «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога».
4 июня 1895 года началось строительство железной дороги Бологое-Псков длиной 335 верст, шириной колеи пять футов (1524 мм). Руководство всеми действиями по производству изысканий правление Общества возложило на инженера путей сообщения, действительного статского советника П.Петте.
Железнодорожная линия Бологое-Старая Русса-Псков строилась на средства частного капитала акционерного общества «Рыбинско-Бологовская железная дорога», а позднее акционерного общества «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога». На постройку дороги были откомандированы В. Линин, С. Пугачев, Э. Рурк.
На строительстве железной дороги работали рабочие и солдаты железнодорожных войск. Но основную работу выполняли крестьяне-отходники тех деревень и сел, по территории которых проходила дорога. Строительной техники, как таковой не было. Все делалось вручную. Орудиями труда служили кирка, лопата, лом, тачка, да крестьянская лошадь, запряженная в скрипучую телегу, которую в народе называли «бедой». Крестьяне на своих лошадях привозили за десятки километров различные строительные материалы, рельсы, шпалы. Продолжительность рабочего дня определялась в зависимости от погоды и времени года. Летом -12,5 часов. Жили рабочие в шалашах и землянках, реже в барах.
При постройке дороги поставка материалов и строительные работы целиком отдавались в руки поставщиков и подрядчиков. Для того, чтобы получить подряд или поставку, прибегали к протекции, интригам, взяткам. В конечном итоге страдали рабочие, подвергавшиеся жестокой эксплуатации.
Тем не менее, большие, поистине сказочные доходы от строительства железной дороги получали местные помещики. Они по высокой цене продавали акционерному обществу «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога» малопригодные в хозяйстве земли, по которым пролегала трасса, сами устанавливали цены на продукты питания для рабочих-строителей, спекулировали на поставках лесоматериалов.
Рядом с деревнями, которые поднакопили много лишних работников из числа обнищавших крестьян, появлялись железнодорожные станции, где многое можно было увидеть и услышать, а также — хоть немного подработать. Они влекли к себе круглосуточным шумом, обещанием неведомого. Одни учились слесарному делу, другие становились стрелочниками, третьи - путейцами.
Одновременно с колеей возводились и все необходимые для её эксплуатации хозяйственные службы: путевое хозяйство со станциями и разъездами, службы связи, тяги- с паровозными и вагонными депо, водоснабжение- с водокачками и водонапорными башнями, жилые дома для рабочих. По типовому проекту были построены и одноэтажные деревянные вокзалы.
Как бы там ни было, но в ноябре 1897 года с небольшими недоделками государственной комиссией был принят участок железной дороги от станции Бологое до станции Псков. Об этом важном событии министр путей сообщения лично доложил царю Николаю II, который одобрил деятельность акционеров.
В Российском Государственном архиве в фонде «Всеподданнейших докладов министра путей сообщения» царю имеется доклад министра М.И.Хилкова Николаю-II от 28 ноября 1897 года об открытии движения на участке Псков- Бологое Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В нем записано: «По Высочайше Вашимъ Императорскимъ Величествомъ утвержденному, въ 4 день iюня 1895 г. дополненiю кi Уставу Общества Рыбинско-Бологовской железной дороги – означенному Обществу, коему нынъ присвоено названiе Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги - было предоставлено сооруженiе железной дороги въ продолженiе Рыбинско-Бологовской железной дороги отъ станцiи Бологое черезъ: Валдай, Старую Руссу и Порховъ до г. Пскова.
11 ноября текущего года на означенной линiи, протяженiемъ 334 версты 289 саж. Открыто правильное пассажирское и товарное движенiе и этимъ установлено непрерывное кратчайшее железнодорожное сообщенiе между г. Рыбинскомъ и Ригою. О вышеизложенномъ Министръ Путей Сообщенiя прiемлетъ долгъ всеподданнъшие довести до Высочайшаго Вашего Императорского Величества свъдънiя.»
Дорогой Рыбинск-Псков руководило Петербургское управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Частная железная дорога связала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря - Виндавой. Обеспечивала экспорт масла, льна, льнопродукции, хлеба, лесных и других строительных материалов. На всем протяжении дороги возникли льняные и хлебные базары, развивались близлежащие населенные пункты. В 1911 году железнодорожная станция Старая Русса отправила 67 тысяч пудов льна, кудели, пакли; 57 тысяч пудов льняного и конопляного семени; 198 тысяч пудов овса; 131 тысячу пудов сена...



При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "станция Старая Русса" обязательна.
Станция Старая Русса неофициальный сайт © 2007-2011
Хостинг от uCoz